среда, 7 апреля 2010 г.

Знакомьтесь: школьный учитель!

Мезина Маритана Борисовна, призёр муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2010», учитель музыки высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Балаково Саратовской области.

Альбом: Год Учителя в Балаково

Размышления на тему "Взгляд на учительскую профессию".

«Вклад в будущее»

В одной африканской народной колыбельной поётся о том, как слониха, с нежностью глядя на своего детёныша, видит его уже взрослым слоном, и она уверена, что он им обязательно будет, нужно только стать ловким, сильным и слушаться маму. Примерно об этом же думает и обезьяна, и тигрица… И только человеческая мать, с любовью глядя на своего ребёнка и прижимая его к груди, не знает, вырастет ли из него Человек, а лишь мечтает об этом: ведь для этого мало быть ловким, сильным и слушаться маму…

«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно… Духовное, конечно, связано с творчеством, но больше, чем творчество…»
Очень многое в жизни зависит от уровня культуры во всех её проявлениях. Если задаться вопросом, какие эпохи оставили лучшие памятники, высшие образцы человеческой мысли, то очевидно, что это были времена расцвета духовности, когда роль искусства никому не приходилось доказывать, когда оно являлось средством познания.
Уроки музыки в школе - одно из средств познания, но как оценить результаты учительского труда, если их нельзя увидеть, измерить? Кто может оценить то, что скрыто в душе ребёнка?
Служение школе - часть меня и моей жизни. Мой труд - уроки музыки, а ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Не случайно Фридрих Шиллер говорил: «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
В чем ценность уроков музыки? Нужно ли в наш век компьютерных и нанотехнологий заниматься музыкой? Если на это ответить: «Чтобы дети были эстетически развиты, имели хороший художественный вкус и музыкальный слух»,- кого-то такой ответ не устроит. А современным родителям эти качества не кажутся важными и необходимыми. Это в 19 веке дворяне могли позволить себе заниматься искусством для удовлетворения своих высоких эстетических потребностей и вкусов. В 21 веке другие приоритеты. И тут мы, учителя музыки, должны доказать, что занятия музыкой нужны каждому ребёнку не только для эстетического развития ( хотя это тоже очень ценно), но и для формирования таких личностных качеств ребёнка, как мобильность, конструктивность, креативность и коммуникабельность, которые будут необходимы ему в дальнейшей профессиональной деятельности. « Учить музыке не только для того, чтобы воспитать музыканта, а для того, чтобы ученик мог стать лучшим в любой профессии» (Д. К. Кирнарская, проректор Российской музыкальной академии им. Гнесиных, доктор психологии.)
Музыка постоянно заставляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным, ведь музыка – это чрезвычайно важное, а главное – ничем другим незаменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни, готового к быстрому решению проблем и не боящегося перемен. Музыка - прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Надеюсь, что мне удаётся сделать так, чтобы мои ученики стали добрее, научились видеть прекрасное вокруг и заразились моей любовью к классической и хорошей музыке.
Но, к сожалению, не всё так безоблачно…
Духовный вакуум, падение ценностей – так можно оценить сегодняшнюю ситуацию в сфере культуры. Лев Аннинский в своей статье «Странствие культуры» считает, что опомнятся люди, вылетит дурь, и культура пойдёт дальше. Так будет, только когда, он не знает. А пока выросло поколение, которое в театре не было никогда, в опере не было никогда!..
Что же делать? Петь песни. Разные песни. Петь хором.
Ведь хоровое пение способствует не только развитию певческой культуры школьников, но и воспитанию духовного мира, формированию будущей личности, а это кардинальная проблема педагогики. Ведь нас интересует ребёнок как личность, постоянно ищущая и обретающая смысл жизни на Земле. Хоровое пение – это как раз доступная всем без исключения учащимся форма выражения себя. Исполнение должно быть непременно выразительное. эмоциональное, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов. Такое исполнение требует овладения вокально – хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Формирование этих навыков и умений служит раскрытию содержания музыки. По этому поводу неоднократно высказывала своё мнение Гродзенская: «Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей». Работа над песней (даже самой простой) – это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное вхождение на высоту. Хоровое пение предназначено для совершенствования человека!
Верю, что уроки музыки, исполнение песен помогут раскрыть в душах детей истинную музыкальность не только в плане правильного интонирования, а в смысле музыкальности души: тонкой восприимчивости ко всему происходящему, эмоциональной отзывчивости, искренности и открытости в своих чувствах.
Хочется верить, что мои ученики внесут свой вклад в процесс формирования культурного, интеллигентного, неравнодушного поколения 21 века, что является самым важным и ценным в моей работе.

0 коммент.:

Отправить комментарий