ЕСЛИ В ШКОЛЕ ЕСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ, ЗНАЧИТ ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО?
(размышления о наболевшем)
(размышления о наболевшем)
Автор Чуприна Инна Владимировна (гимназия № 2)
Альбом: Год Учителя в Балаково |
Можно, конечно, не импровизировать и оставлять параграфы в их первозданном виде. Но тогда, на мой взгляд, получится не управленец, а обыкновенный бюрократ. Что на педагогической стезе абсолютно противопоказано.
Разумеется, антагонистом управлению является анархия. Давно подмечено, что анархия – это мать порядка в том смысле, в каком энтропия, как мера хаоса, является условием равновесия любой системы. Однако равновесия статического, многовекторно скомпенсированного, а не целесообразного. Целесообразное же равновесие в принципе динамически неустойчиво, оно уязвимо для анархии и для своего поддержания требует постоянного вмешательства компетентного управления – того самого, на грани параграфа и творчества.
Понятное дело, что дети – это ювенальные анархисты по определению. Иначе и быть не может, так заложено в человеке природой. В известной песне есть слова – «Отдайте шар земной детям». Мол, узнаете, какая наступит на Земле благодать. Увы, все обстоит с точностью наоборот. Отдайте – и узнаете. Если от Земли что-то останется. А еще есть педагогические коллективы. Вроде бы любой педагог – сам по себе субъект дисциплины. Однако у каждого из нас – свои «тараканы в голове». Так что управлению в системе образования приходится обустраивать такую систему сдержек и противовесов, что не снилась никаким ушлым политикам. Политики – им-то что? Ты – мне, я – тебе, здесь своего депутата поставили, там поставили на место заграничного президента, и заглядывают в замочную скважину к другим президентам, позубастее: как они отреагируют?
А вы попробуйте в школе! С одной стороны – масса маленьких и уже подросших и тоже довольно зубастых анархистов, с другой – вибрирующие энергетические поля педколлектива. И все должно находиться в русле, не путаться с лестницами и кабинетами, и чтобы в школе во время уроков было - ТИХО! Ничто не должно помешать влепить заслуженную двойку анархисту не вразумленному (с последующим вразумлением со стороны еще и родителей), и не менее заслуженную пятерку – анархисту умиротворенному, начинающему понимать глубинный смысл БЫТИЯ, в котором без управления, в том числе со стороны учителей, не обойтись. А учителям в этом плане не обойтись без администрации.
Об упомянутых выше родителях – отдельная сага. Тут степень анархии может в отдельных случаях превзойти таковую у их чад. Поскольку отдельные родители, будучи умиротворенными анархистами по месту работы и не испытывая нежных чувств к своим собственным управленцам-начальникам, бывают склонны обрушить соответствующие огнеопасные эмоции на учителей. Может быть, иногда таким образом реализуется давний комплекс обиды в отношении собственной марьванны, когда-то спросившей по всей строгости за невыученный урок. Разруливание таких неформальных ситуаций – тоже дело школьной администрации. Это – высший пилотаж.
«Разруливание» - понятие, может быть, и вульгарное с точки зрения нынешнего российского арго. Но оно как нельзя лучше характеризует нашу повседневную жизнь во всех ее проявлениях. А потому мы, школьные управленцы-администраторы, - РУЛЕВЫЕ. Штурвальные. Кормчие.
И этим гордимся. Хотя, конечно, так часто хочется бросить все к чертикам и отправиться по экзотическим маршрутам, указанным в глянцевом журнале «Нэшнл джиогрэфик». Но чувство педагогического долга, впряженного в параграф, нам это не позволяет и не позволит никогда. А значит – система РАБОТАЕТ! И будет работать несмотря ни на что!
Чуприна И.В., зам.директора по ВР МОУ «Гимназия №2»
0 коммент.:
Отправить комментарий